Храм Святой Троицы — памятник истории и российской архитектуры начала ХХ века.

Один из богатейших людей Балакова – купец-старообрядец Анисим Мальцев – задумал построить в Балакове такую церковь, похожей на которую во всей России было бы не сыскать. Но подсчитав капиталы, понял, что это даже для него слишком дорого, нужны были колоссальные средства. Тогда был брошен клич по всей Волге – от Нижнего Новгорода до Астрахани. Необходимые деньги были собраны. Уникальный храм построен. (От имени всего волжского населения, внёсшего свой вклад в его создание).

Пять каменных церквей было в Балакове (получившем статус города в 1911 году) в начале двадцатого столетия. Колокольным звоном перекликались храмы Божии, зовя прихожан на утреню, на вечерню, и тогда чистыми звуками благовеста, весёлым перезвоном оглашалась вся округа. Но недолго звучали колокола, смолкнув под роковыми бурями 17-го года и оставив о себе лишь отголосок памяти.

Белокаменная церковь Рождества Христова была разрушена в начале 20-х годов. Из обломков кирпича построена была одноэтажная барачного типа столовая для рабочих судоремонтного завода.

Особым блеском внутреннего убранства отличалась Преображенская церковь в центре города, около площади, где были сосредоточены магазины. Её разрушили в начале 30-х годов. Два дня сжигали иконы и иконостасы.

От третьей церкви – Кладбищенской – осталось лишь здание бывшей богодельни Ковригина.

Последние две церкви были особенно примечательными. «Красный Собор» строился сорок лет. Его взорвали в 1937 году.

Единственная церковь, взорвать которую не решились власти, была Свято-Троицкая, или Мальцевская, как называли её местные жители. Именно та, которая строилась на средства, собранные «со всей Волги» купцом-хлебопромышленником. Творение талантливейшего архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля, по проекту которого выстроен Русский выставочный павильон в Париже и Глазго, десятки зданий в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Таганроге, Москве и в родном ему Саратове.

Знаменитый архитектор выиграл конкурс, проведённый Московским архитектурным обществом. Храм был рассчитан на 1200 мест молящихся и по внешнему и внутреннему убранству (паркетный дубовый пол, пятиярусный серебряный иконостас) мог соперничать с самыми знаменитыми соборами России.

Строительство храма длилось с 1910 по 1914 годы. Храм действительно получился уникальным. Уже во время строительства в российской печати появляются упоминания об этой церкви. В.Я.Курбатов в 1911 году писал: «Церковь в Самарской губернии поражает искусно решённой задачей шатрового перекрытия большой площади». Журнал «Зодчий» помещает фотографию проекта и описывает будущий храм: «Церковь сооружается из жигулёвского камня, размером 10х13 вершков, им же облицованы главный шатёр и шатры над крестильней и колокольней».

Как для строительства, так и для отделки храма приглашались в Балаково лучшие мастера. «Мозаичные панно на северном и южном фронтонах и над главным входом исполняются в мозаичной мастерской В.А.Фролова в Петербурге. Иконостас и ризы в пяти ярусах будут выложены серебряной вызолоченной басмой», - сообщал журнал «Зодчий».

Мастерская Фролова в начале ХХ века была одной из ведущих мозаичных школ. Из рук мастеров выходили величайшие шедевры, воссоздать которые современным мозаичникам уже не под силу. Была мозаика такой искусной, а камешки так отшлифованы, что к ликам святых не приставала никакая краска и замазка. Как бы ни старались при советской власти периодически это делать в течение почти пятидесяти лет. Тогда изображения были выдолблены, а образовавшиеся ниши замазаны цементом.

Существует легенда об отливке большого колокола, который был выше человеческого роста и имел вес 7 тонн. Согласно этой легенде, при отливке колокола в Париже россияне, которые проживали за границей, бросили в чан с кипящим металлом столько драгоценностей, что звук его изменился на полтона от предусмотренного. В связи с этим колокол приобрёл огромную стоимость. Рассказывают, что когда колокол сбрасывали с колокольни, власти оцепили территорию вокруг церкви по всему периметру падения, собрали все кусочки разбившегося металла и увезли в неизвестном направлении.

Как утверждают старожилы, между церковью и двумя великолепными особняками братьев Мальцевых был подземный ход, выложенный красным кирпичом. Зимой по туннелю гнали тёплый воздух от котельной Паисия до особняка Анисима Мальцева и до церкви. Паисий Михайлович, чтобы попасть в храм, пользовался этим подземным ходом. В настоящее время туннель полузасыпан.

«В фондах архива оказались основные чертежи храма села Балакова Самарской губернии А.М.Мальцева:

  1. Южный фасад с фресками головы Христа-Спасителя и двух Архангелов. Ширина основания под купол с южного фасада храма 6,75 сажень. (Фреска была закрашена. Сейчас открыта).

  2. Западный фасад. Фреска со Святой Троицей над входом в храм. (Ввосстановлена).

  3. Северный фасад. На верхней стене по центру великолепная золочёная фреска с Богоматерью. (Эта фреска чудом сохранилась в первозданном виде и сияеет в утренние часы со стороны речки Балаковки, привлекая взоры рыбаков и туристов Балакова).

При входе в храм была комната под названием «крестильня», с пристройкой. Справа от главного западного входа – «раздевальня» и лестница на колокольню. К алтарю были пристроены библиотека, «архирейная» и ризница, а внизу подвальный этаж и склеп для первого умершего священника.

Библиотеку, архирейную и склеп разорили в советское время. В 1919г. и 1930 г. были изъяты многие позолоченные, серебряные реквизиты и редкая церковная утварь и иконы. Церковная лавка попала в соседнюю городскую баню, а потом в музей».

Сохранились документы о закрытии старообрядческой Белокриницкой церкви г. Балакова. Начинаются они описью храма и церковного имущества, произведённой церковным Советом в присутствии надзирателя Балаковской уездной комиссии Муслова (31 января 1924 года).
Под длинным списком имущества пометка: «Все означенные под буквой «а» предметы изъяты комиссией на голодающих. Все означенные под буквой «б» предметы изъяты председателем комиссии по отделению церкви от государства Тупилиным».

Почти всё движимое имущество церковное было изъято, у Белокриницкой общины остались лишь некоторые иконы и то, что нельзя унести – здание храма.

Итак, оценить по достоинству «храмовую недвижимость» ни рабоче-крестьянские депутаты, ни надзирающие, ни реставраторы не смогли.

А вот оценка здания Свято - Троицкого храма современными специалистами. Шехтелевская церковь в Балакове «относится не только к лучшим созданиям корифея архитектуры русского модерна наряду с Ярославским вокзалом в Москве, русским павильоном на Всемирной выставке в Глазго и другими. Но и к европейским шедеврам стиля – таким как венские здания Сецессиона кирха «Ам Штайнхоф», «Свадебная башня» в Дармштате. При этом балаковская церковь… представляет яркий пример национально-романтической ветви модерна».

Судьба основателей храма тоже трагична. Сам заказчик Троицкой церкви – Анисим Мальцев – не дожил до завершения строительных работ, умер в 1914 году (за несколько месяцев до освящения храма).

В 1926 году оборвалась жизнь великого зодчего Фёдора Осиповича Шехтеля, оставившего на память балаковцам свои творения: Троицкий храм, особняк Паисия Мальцева.

Склад, народный театр, клуб дизелестроителей, городской отдел регистрации браков. Долго стоял серой массой, обезглавленный, без уходящих в небо высоких шатров, увенчанных крестами, бес сияющих мозаик, осквернённый и обезображенный, переделанный «под мирские нужды» храм Святой Троицы. Как твердыня, устоявшая в огне и как немой укор тем, кто предал веру своих отцов, кто позволил себе глумиться над святыней.

Храм Святой Троицы – как символ того, какие бы бури не проносились по земле, какие бы вавилонские башни не строили люди, Престол Божий стоит непоколебимо, превыше всего.

 

Храм Святой Троицы

     Одновременно с реконструкцией дома Паисия Мальцева Ф. О. Шехтель вел строительство по своему проекту Белокриницкой старообрядческой церкви Троицы по заказу Анисима Мальцева (1910-1914 гг.), которая была построена на1200 молящихся с просвирней и оградой на высоком берегу Балаковки в завершении Амбарной площади.

     Ф.О. Шехтель предложил заказчику свой проект церкви, выигравший в 1909 году, конкурс Московского архитектурного общества.

     Храм имеет восьмигранный шатер, колокольню, также перекрытую шатром и четырехгранную крестильню. Образ храма созвучен древнерусскому эпосу былинного богатыря, а его архитектура относится к неорусскому стилю национально-романтической ветви модерна. Сам автор очень гордился этой постройкой и называл ее очень удачной.  Журнал "Зодчий" за 1911 год поместил заметку о строительстве церкви Шехтеля в селе Балаково.

     Ценность храма увеличивается прекрасными мозаичными панно, сохранившимся до сих пор (Спас нерукотворный - южный фасад; Богородица с младенцем – северный фасад). Мозаики стояли на государственном учете Главнауки уже в 1932 году, они выполнены в 1911 году по картонам И.О. Чирикова мозаичистом В.А.Фроловым (Санкт-Петербург).

      Храм Святой Троицы сохранился в период разрушения церквей в 1932-1936 гг., благодаря наличию мозаик. В 1992 году храм возвращен православной церкви.       

      Высокое произведение русского зодчего Ф. О. Шехтеля является жемчужиной сокровищницы мировой архитектуры.

About

All demo content is for sample purposes only, to represent a live site.

Note: Galatea is built on the latest version of the Gantry 5 Framework.