Перегудов Владимир Николаевич
(1902 - 1967)

Peregudov1Инженер-капитан, Герой Социалистического Труда Владимир Николаевич Перегудов был главным конструктором первой отечественной атомной подводной лодки.

Родился он 28 июня 1902 года в заволжском селе Балаково в семье крестьянина.

После окончания средней школы в начале лета 1921 года Владимир Перегудов и друг его юности Сергей Турков в числе 13-ти молодых балаковцев призывного возраста по комсомольским путёвкам были направлены на учёбу в Петроград. По прибытии на место оба изъявили желание служить на флоте. Их зачислили на ускоренные курсы техников. Потом направили в командное техническое училище. А спустя год оба наших земляка уже стали слушателями, или, как бы мы сегодня сказали, курсантами высшего Военно-морского инженерного учебного заведения.

В 1926 году Перегудов с отличием окончил инженерное училище и поступил в Военно-морскую академию. Вот там-то, наверное, и определился окончательно его интерес к подводным кораблям.

По окончании академии Владимир Николаевич принимал участие в испытаниях первого советского подводного корабля - «Декабрист». Потом входил в комиссию по приёмке первой лодки типа «Щ». А в середине 1930-х годов Перегудов становится главным конструктором в группе, которая начинает создавать новую подводную лодку. В историю отечественного флота корабли этого проекта потом войдут под индексом «С».

После окончания войны Перегудов задумывает новую подводную лодку, намереваясь использовать опыт, накопленный нашими и зарубежными моряками в минувших боях. Уже проступил на чертежах облик нового корабля. Уже придумано было для него кодовое название - «проект 613». Но обстоятельства заставляют Владимира Николаевича передать незаконченную работу другим специалистам, поскольку ему предстоит новое и чрезвычайно ответственное назначение.
3 сентября 1952 года И.В. Сталин подписывает постановление о начале работ по созданию первого в СССР подводного корабля с атомным двигателем. Главным конструктором «проекта 627» назначается Перегудов.

Задание это было чрезвычайно трудным. Ведь к тому времени в стране ещё не был создан атомный реактор, который мог бы стать источником энергии для какого-то двигателя. Это произойдёт только в 1954 году. Ещё только замышлялось создание первого отечественного надводного судна с «атомным сердцем» - ледокол «Ленин». Он вступит в строй в 1959 году, став сенсацией в мировой технике.
Создатели первой атомной подводной лодки в том же 1959 году были удо­стоены высоких правительственных наград. Наш земляк Владимир Николаевич Перегудов стал Героем Социалистического Труда.

Но на этом его работа, как конструктора подводных кораблей, не кончилась. И как она могла прекратиться, если «Наутилус» к тому времени уже пять лет, как находился в строю американского военного флота? Если он уже успел, проделав за 96 часов путь в 3300 километров, пересечь Северный Ледовитый океан, пройдя подо льдом через Северный полюс?

Перегудовская «К-3» сделает то же самое. И даже всплывёт в полынье на «макушке планеты». Но это будет только в 1962 году. А тогда, в 1959-м, в состав военно-морского флота США вот-вот должен был уже вступить новый подводный гигант, атомный крейсер «Джордж Вашингтон». И его оружием должны были стать не только торпеды, но и 16 баллистических межконтинентальных ракет «Поларис». Каждая из них несла ядерный заряд и могла пролететь несколько тысяч километров. Для запуска ракет этому подводному кораблю не надо было всплывать на поверхность. Прячась, до поры до времени, в глубинах морей и океанов, такой ракетоносец в любой момент мог обрушить смертоносный ядерный груз на любые города нашей страны. И таких кораблей в США планировалось построить не один десяток. И очень скоро.

Так что Перегудову нельзя было прекращать свою работу. И он её продолжал. Пока хватало сил. А они, к сожалению, были на исходе.

Ещё в 1953 году, начиная проектирование первой атомной подводной лодки. Николай Владимирович был тяжело и неизлечимо болен. Сказалась и многолетняя напряжённая, почти без отдыха, работа. И политические репрессии 1930-х годов, которые не миновали и его. Хорошо ещё, что он в то время работал над очень нужными флоту «зеками», и всё обошлось полугодом, проведённым в тюремной камере. Огромного напряжения стоили для Владимира Николаевича и ходовые испытания его первого «детища», не присутствовать на которых он для себя не мыслил. И он вышел тогда, в 1958-м, в море. В последний раз в своей жизни. А потом - работал только на берегу, в конструкторских бюро, помогая своим товарищам создавать новые корабли.

В 1960-м создаётся и первый отечественный подводный атомный ракетоносец К-19. В 1963-м вооружение атомоходов этой серии было увеличено до 3-х ракет. Но только в 1967-м в нашей стране удалось создать корабль, не уступающий по данным американскому. У «К-137» были и 16 ядерных баллистических ракет с дальностью полёта почти в 8000 километров, приспособления для запуска их из толщи вод. И почти бесшумное движение под водой. И самые совершенные средства связи, навигации, обнаружения противника.

В создании атомных подводных лодок второй половины 1960-х годов Перегудов непосредственного участия уже не принимал. Болезнь его прогрессировала. Может быть, причиной этому были и слишком часто приходившие сообщения об авариях на атомных кораблях. Подводные лодки горели, шли на дно, убивали свои экипажи радиоактивным излучением.

Странно совпал повторный пожар на первенце Владимира Николаевича «К-3», носившем тогда имя «Ленинский комсомол», со смертью его создателя. Катастрофа произошла 8 сентября 1967 года и унесла жизни 39 моряков. Перегудов скончался спустя полторы недели. На 66 году своей жизни.

В Центральном Военно-Морском музее Санкт-Петербурга хранится парадный китель нашего земляка со знаками отличия инженер-капитана 1 ранга. На нём два ордена Ленина, два - Боевого Красного Знамени, два - Великой Отечественной войны. И Золотая Звезда Героя Социалистического Труда.

Впервые имя Владимира Николаевича Перегудова было названо лишь в некрологе, опубликованном «Красной Звездой» 19 сентября 1967 года. Скорбные строчки: после продолжительной болезни на 66-м году жизни скончался Герой Социалистического Труда, главный конструктор, инженер-капитан 1-го ранга в отставке Владимир Николаевич Перегудов. Но даже тогда не говорилось, что Перегудов был среди основоположников нашего атомного подводного флота, главным конструктором первого советского атомохода. Приказом Главнокомандующего ВМФ адмирала В.И. Куроедова №20 от 20 января 1998 года судну контроля физических полей Северного флота присвоено имя «Владимир Перегудов»

В сентябре 2006 года Перегудову В.Н. присвоено звание Почётный гражданин г. Балаково.
Peregudov 02Peregudov 03

С «Ленинского комсомола» началась эволюция, приведшая к появлению подводных гигантов, которые ныне несут службу в глубинах океанов. Без всякого преувеличения, сделанное Перегудовым и конструкторским коллективом, который он возглавлял, можно назвать научным и техническим подвигом.

 

About

All demo content is for sample purposes only, to represent a live site.

Note: Galatea is built on the latest version of the Gantry 5 Framework.